«О проекте по созданию Университета прикладных наук на базе Белгородской государственной сельскохозяйственной академии имени В.Я.Горина»
Уважаемый Евгений Степанович, члены Ученого Совета, приглашенные !
Мы участвуем в работе Ученого Совета Белгородской государственной сельскохозяйственной академии имени В.Я.Горина, на котором будет рассмотрен вопрос «О задачах по созданию Университета прикладных наук на базе Белгородской государственной сельскохозяйственной академии имени В.Я.Горина»
Эту задачу поставило перед нами Правительство Белгородской области, исходя из важности вопроса подготовки высококвалифицированных кадров для АПК региона.
Как известно, в мире существуют различные системы подготовки специалистов и в настоящее время наиболее успешной является дуальная форма, при которой студент, помимо теоретической подготовки, получает профессиональные навыки за счет работы и стажировок на реальном производстве.
Достигнуть эту цель предполагается через создание на базе нашей Академии Университета прикладных наук – аналога западного корпоративного университета, который представляет собой не академическое учебное заведение, а институционализированный процесс непрерывной профессиональной подготовки. Преподавательский состав такого университета будет из числа преподавателей-экспертов, тесно связанных с производством. Это будут как ППС академии, так и привлекаемые специалисты с реального производства.
В качестве основных принципов прикладного университета:
• наличие у обучающих производственного опыта с целью высокой доли самостоятельного изучения учебных материалов с существенной ролью технологий дистанционного обучения;
• практические занятия (решение смоделированных производст-венных задач) с мозговыми штурмами.;
• проектное обучение и обучение коллег коллегами ;
• немедленное применение получаемых знаний и навыков.
В деталях сам проект позвольте не представлять, поскольку он уже рассматривался и был одобрен Правительством Белгородской области, имеется на сайте Академии, а его основные моменты отражены на стендах и видеоряде.
Хотел бы отметить, что важной частью проекта является создание соответствующей материально-технической базы - Центра коллективного пользования. Основой этого Центра должны стать ресурсы Академии с ее Агротехнопарком и базовыми предприятиями. Однако в его состав мы предполагаем включить и другие образовательные ресурсы других предприятий и организаций.
Академия, в процессе 10-тилетнего активного сотрудничества с лучшими аграрными вузами Европы, создала гибкую многоуровневую практикоориентированную систему образования, в том числе и с элементами дуального обучения. Для этого у нас имеется 75 учебно-научных лабораторий кафедр и факультетов, 7 учебных мастерских, 5 общеакадемических научных лабораторий, 18 учебно-научно-технологических лабораторий и производственных участков Агротехнопарка.
Мы посмотрели 2 уровня лабораторий одного технологического факультета: учебно-научные и научно-технологические.
Нами активно используются ресурсы наших базовых предприятий (сегодня их 47), из которых 4 – имеют научно-производственные лаборатории и 27 - оборудованные аудитории на производстве, что очень важно, но крайне недостаточно.
Академией заключено 178 договоров на использование ресурсов агропромышленных предприятий. Согласно договоренности в год мы совершаем более 200 выездных занятий с обучением свыше 4700 чел/дней. Ежегодные затраты на проведение выездных занятий составляют в среднем около 1.5 млн руб. или около 300 руб. на 1 обучающегося.
Наиболее часто используемые базы практического обучения:
колхоз имени Фрунзе, БЗРК-Белгранкорм, ГК «Агро-Белогорье», ЗАО «Приосколье», ОАО «Белгородский бекон» и другие.
В реализации этого проекта первоочередная роль в усилении сотрудничества с бизнесом. И нужно сказать, что в этом мы ощущаем растущий интерес и готовность предприятий.
Для реализации данного проекта потребуется:
• Сформировать совместно с работодателями условия для прохождения студентами на реальном производстве, в т.ч. и в созданных там кафедрах, лабораториях и НОЦах (научно-образовательных центрах), стажировок продолжительностью от 3 до 12 месяцев.
• Модернизировать материально-техническую базу, используемых в практикоориентированном обучении, 21 учебно-научной лаборатории кафедр и факультетов, 5 учебно-научно-технологических лаборатории Агротехнопарка; всего на сумму 50.6 млн.руб.
• Создать новых: 5 учебно-научных лабораторий кафедр и факультетов и 9 учебно-научно-технологических лабораторий и производственных участков Агротехнопарка; всего на сумму 48.7 млн.руб.
Из предполагаемого 3-хлетнего бюджета проекта в объеме 103 млн. 385 тыс. рублей, затраты Академии составят 22.6 млн.руб собственных средств: (на оборудование : 12 млн.руб – внебюджетных и 6,6 млн.руб – федеральных; и на стажировку мастеров и профессорско-преподавательского состава по новым технологиям - 4 млн руб. внебюджетных средств).
Необходимо привлечь еще 80 млн. 785 тыс.руб в качестве ресурсов.
В этом мы надеемся на серьезную поддержку департамента АПК и департамента кадровой и внутренней политики, бизнеса.
При этом ресурсы не обязательно передавать в собственность академии, - можно во временное пользование при передаче на хранение или как выставочно-рекламный вариант в режиме тест-драйва.
Экономический эффект от внедрения проекта ожидается 128,0 млн. руб, а ежегодно воспользоваться материально-технической базой Центра коллективного пользования смогут более 9,5 тыс. студентов области.
Жесткая конкуренция аграрного сектора в условиях ВТО потребует уже сегодня не просто наращивать производство продукции, но и обеспечивать его конкурентность, а значит и высокую эффективность. А этого можно достичь только при соответствующей подготовке кадров мирового уровня совместно с органами власти и бизнесом, как это и делается в передовых странах Европы.
Поэтому мы сегодня проводим заседание Ученого Совета, в работе которого принимают участие Губернатор области, члены Правительства и работники департаментов, представители ведущих бизнес-структур АПК, учебного сообщества, студенты, аспиранты, профессорско-преподавательский состав, пресса.
Повестка дня роздана, кворум имеется.
Разрешите работу Совета объявить открытым и слово предоставить Губернатору Белгородской области, профессору, академику Савченко Евгению Степановичу.
В Российской Федерации с момента подписания Болонской декларации (2003 год) осуществляется процесс модернизации образования, который особенно активизировался в последние 5-7 лет. Это, и профилизация среднего образования, и введение единого государственного экзамена, и двухуровневое обучение в вузах, и передача части образовательных задач на региональный уровень. В этой связи в последние годы значительно меняется содержание высшего аграрного образования, что на наш взгляд, совершенно оправдано.
В сегодняшней обстановке рынок и потенциальный работодатель диктуют более жесткие требования к выпускникам аграрных вузов. Наряду с обширными знаниями, навыками и умениями по базовой специальности, сегодняшний специалист АПК должен обладать коммуникативными компетенциями, в совершенстве владеть современными управленческими ресурсами; иметь соответствующий культурный и духовный уровень, владеть иностранными языками, компьютерными технологиями, но самое главное – он должен уметь анализировать, выбирать и обосновывать оптимальное решение, производить экономическую оценку перспективных предложений. Другими словами, он должен обладать всеми навыками, необходимыми для проектирования своей экономически эффективной деятельности и быть способным реализовывать конкретные проекты на практике. Это вполне оправданно. К примеру, Белгородская область, где на протяжении более 15 лет реализуется программ¬но-целевой и проектный методы управления, занимает лидирующие позиции в стране по производству животноводческой продук¬ции, жилищному строительству, отдельным показа¬телям уровня жизни населения и социального обус¬тройства сельских территорий региона.
За 2012 год объёмы производства выросли в сельском хозяйстве на 8,5%, От реализации продукции сельского хозяйства получено в прошлом году 156 млрд рублей, в т. ч. по сельхозпредприятиям – 130 млрд. Это 8,7% от общей выручки по России от сельхозпредприятий. В расчёте на 1 га произведено сельхозпродукции на сумму 104 тыс. рублей.
По словам губернатора Белгородской области Е.С.Савченко, задача, которая была поставлена 3 года назад, выполнена – преодолён важнейший психологический барьер – произвести 100 тыс. рублей товарной продукции на 1 гектар пашни. Это более чем в 5 раз выше, чем в среднем по России. Объём инвестиций в сельское хозяйство за прошлый год составил 16 млрд рублей, введены десятки новых объектов, создано 2230 современных высокооплачиваемых рабочих мест. Только в 2012 году от агрохолдинговых компаний в консолидированный бюджет области перечислено 5 млрд 200 млн руб. За год прибавка составила 1,3 млрд руб. Средняя заработная плата по сельскохозяйственным предприятиям за прошлый год составила 20 700 рублей и впервые, это тоже историческое достижение, превысила среднюю зарплату по области.
В сельском хозяйстве Белгородской области применяются технологии мирового уровня, но никакие самые современные технологии не могут использоваться эффективно без соответствующего кадрового обеспечения. В условиях членства в ВТО, обострения конкуренции в глобальном масштабе ещё более возрастают требования к профессиональному уровню аграрных специалистов, при подготовке которых необходимо давать им экономические знания, проводить психологические тренинги, знакомить их с зарубежными технологиями, применяемыми в сельском хозяйстве. Кроме этого, они должны владеть методами управления коллективом и уметь принимать оптимальное решение. Можно с полной уверенностью утверждать, что данный способ подготовки специалистов наиболее адекватен сегодняшней экономической ситуации.
Одним из важнейших условий формирования специалиста завтрашнего дня является обеспечение непрерывности обучения. Непрерывное углубление и обновление знаний, совершенствование трудовых навыков и компетенции становятся важнейшими направлениями формирования кадров АПК. Аграрный специалист сегодня - это человек с широкими общими и специальными знаниями, способный быстро реагировать на изменения в технике и науке, соответствующие требованиям новых технологий, которые неизбежно будут внедряться; ему нужны базовые знания, проблемное, аналитическое мышление, социально-психологическая компетентность, интеллектуальная культура. Принцип непрерывности относится к числу важнейших методологических принципов познания, обеспечивающих целостность, системность, последовательность восприятия бытия и, в частности, формирование устойчивых знаний, навыков, умений в процессе аграрной подготовки.
Впервые концепция "непрерывного образования" была представлена на форуме ЮНЕСКО (1965 г.) крупнейшим теоретиком образования П.Ленграндом. Эта концепция вызвала огромный теоретический и практический резонанс.
В предложенной П.Ленграндом трактовке непрерывного образования воплощена гуманистическая идея: она ставит в центр всех образовательных начал человека, которому следует создать условия для полного развития его способностей на протяжении всей жизни. По-новому рассматриваются этапы жизни человека, устраняется традиционное деление жизни на период учебы, труда и профессиональной дезактуализации. Понимаемое таким образом непрерывное образование означает продолжающийся всю жизнь процесс, в котором важную роль играет интеграция как индивидуальных, так и социальных аспектов человеческой личности и ее деятельности.
Основной для теоретического, а затем и практического развития концепции непрерывного образования явилось исследование Р.Даве, определившего принципы непрерывного образования. Он выделил ряд признаков, которые характеризуют непрерывное образование:
1) охват образованием всей жизни человека;
2) понимание образовательной системы как целостной, включающей дошкольное воспитание, основное, последовательное, повторное, параллельное образование, объединяющее и интегрирующее все его уровни и формы;
3) включение в систему просвещения, помимо учебных заведений и центров повышения квалификации, формальных, неформальных и внеинституциональных форм образования;
4) горизонтальная интеграция: дом - соседи - местная социальная сфера - общество - мир труда - средства массовой информации - рекреационные, культурные, религиозные организации и т.д.; между изучаемыми предметами; между различными аспектами развития человека (физическим, моральным, интеллектуальным и т.п.) на отдельных этапах жизни;
5) вертикальная интеграция: между отдельными этапами образования (дошкольным, школьным, послешкольным), между разными уровнями и предметами внутри отдельных этапов; между разными социальными ролями, реализуемыми человеком на отдельных этапах жизненного пути: между различными качествами развития человека и др.
Очевидно, что эффективность системы образования во многом зависит от моделирования запросов потребителя, ибо информация, недостаточно связанная с общекультурным и профессиональным ростом личности, оказывается малозначимой “независимо от времени и места предъявления и восприятия: в системе вуза, школы, самообразования или курсовой переподготовки”, следовательно, малопродуктивной. Вот почему основным принципом образования завтрашнего дня является принцип учета интересов сегодняшней практики, перспектив развития и совершенствования тех или иных сфер деятельности человека. Ибо в свете требований непрерывного образования ни один уровень обучения, включая и высшее образование, не может рассматриваться как замкнутый, изолированный от других. При этом вертикальная структура, характерная для непрерывного повышения квалификации по данной специальности, должна пересекаться с горизонтальными структурами, представляющими собой научные дисциплины и связи между ними.
Очевидно, что сегодня, в период интенсивного развития аграрного производства, перед нами особенно остро встаёт вопрос о необходимости ориентации аграрного образования с учётом перспектив развития АПК, которые в период обучения подрастающего поколения только складываются. Тем самым мы приближаемся к пониманию принципа упреждающей подготовки аграрного специалиста, из которого следует и представление о непрерывном аграрном образовании, призванном обеспечить условия многократного возвращения человека в образовательную систему по мере того, как он сталкивается с новыми проблемами в практической деятельности.
На современном этапе развития сельского хозяйства неуклонно возрастает потребность в компетентных специалистах с творческим складом ума, способных находить новые пути и методы в науке, технике, экономике, управлении.
В качестве одного из наиболее реальных средств воплощения идеи непрерывного образования в жизнь предлагается так называемое “периодически возобновляющееся образование” (или кондуктивное образование).
Состоявшимся примером интегрированного образовательного пространства, основанного на вышеназванных принципах, является система непрерывного аграрного образования, реализованная в Белгородской области. Интегрирующим ядром этой системы стала Белгородская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Я.Горина.
В соответствии с разработанной и утвержденной Ученым советом академии Концепцией развития БелГСХА имени В.Я.Горина на период до 2020 года, целью деятельности вуза является построение целостного профессионально-образовательного пространства, базирующегося на принципах непрерывности, вариативности структуры получаемых профессиональных знаний, в соответствии с запросами рынка труда и запросами личности.
С учетом международного опыта в БелГСХА им. В.Я.Горина была создана многоуровневая система профессиональной подготовки специалистов по наиболее оптимальным и востребованным для региона направлениям образовательной деятельности (рис. 1).
Рис. 1 – Укрупненные группы специальностей и образовательной деятельности БелГСХА им. В.Я.Горина
В академии имеется опыт подготовки кадров по образовательным направлениям всех уровней аграрного образования, формирующих единое образовательное пространство:
• довузовское (агроклассы, подготовительные курсы, в том числе по программе для иностранных слушателей «Русский язык – как иностранный»);
• профессиональная подготовка;
• среднее профессиональное;
• высшее профессиональное (бакалавриат, специалитет, магистратура);
• послевузовское (аспирантура, докторантура);
• дополнительное профессиональное (повышение квалификации и переподготовка кадров, подготовка переводчиков в сфере профессиональной коммуникации, международный магистерский курс «МВА-агробизнес. Инновационный менеджмент») (рис. 2).
Рис. 2 Схема образовательного процесса в БелГСХА им. В.Я.Горина
Практически по каждому образовательному направлению в академии сформированы полноуровневые системы подготовки от квалифицированных рабочих до научно-педагогических работников. К примеру, на рис. 3 представлена схема полноуровневой подготовки по направлению «агроинженерия».
Рис. 3 – Полноуровневая подготовка по направлению «агроинженериря»
Для осуществления этой образовательной деятельности создана материально-техническая база, которая включает в себя научно-образовательные ресурсы. Возрастающие задачи по практико-ориентированной подготовке специалистов с элементами корпоративных подходов требует совершенствования материальной базы, которую мы предлагаем решать с использованием имеющихся в академии научно-образовательных ресурсов (рис. 4) X
Рис. 4 – Научно-образовательные ресурсы БелГСХА им. В.Я.Горина
Одним из важнейших механизмов реализации системы непрерывного аграрного образования является создание на базе академии Научно-образовательных центров (НОЦ) по наиболее востребованным научно-образовательным направлениям. В образовательной структуре этой системы на всех этапах обучения - от агроклассов школ, лицейских классов, сельхозколледжей до по¬лучения высшего образования, включая и послевузовскую подготовку, рас¬пространяется договорное влияние через академический комплекс, который реализует образовательные программы различных уровней и направлений (рис. 5).
С одной стороны, абитуриент приходит в академию уже с начальной под¬готовкой в области сельского хозяйства, с другой — за счет выравнивания программ он заранее осваивает часть вузовской общеобразовательной програм¬мы. Все это позволяет более эффективно вести специальную подготовку уже с первого курса, включая в программу и специальные общеобразовательные дисциплины. Такой специалист может сразу после окончания вуза начать ответственно работать на производстве. При этом исключительное значение мы придаем организации практической подготовке студентов, для чего мы соз¬дали систему практической подготовки на базе созданных учебных аудиторий на производстве.
Рис. 5 – Научно-образовательный центр БелГСХА им. В.Я.Горина
Сегодня в академии заключены договора с 42 базовыми хозяйствами области, ближнего зарубежья, что позволяет осуществлять практическое обучение, охватывающее практически все сферы сельскохозяйственного производства и деятельности.
Знакомство с сельскохозяйственным производством в академии является не только продолжением учебного процесса, но и элементом непрерывности образования. Занятия проводятся в базовых хозяйствах практически по всем специальным дисциплинам со студентами 3-5 курсов, ознакомительные экскурсии со студентами первых курсов всех специальностей.
Другим важным направлением деятельности Научно-образовательного центра является довузовская подготовка старшеклассников, предполагающее обучение по элективным курсам сельскохозяйственной направленности, как на базе школ, так и на базе БелГСХА им. В.Я.Горина.
В настоящее время на территории Белгородской области функционируют 16 агроклассов в 8 районах.
За время существования агроклассов с 2002 по 2012 год обучение в них закончили 450 агроклассников, из которых 356 стали студентами БелГСХА им. В.Я.Горина. Немаловажное место в непрерывном образовании отводится опытнической работе. Обучающие агроклассов, с результатами научных исследований, участвуют во Всероссийских выставках «Юннатов» в различных номинациях и научно-практических конференциях юных опытников в номинации «Полеводство», где являются победителями и призерами.
Третьим направлением деятельности Научно-образовательного центра – начальная профессиональная подготовка, предусматривающая получение студентами рабочей профессии в комбинате профессиональной подготовки БелГСХА им. В.Я.Горина. Она позволяет студенту овладеть практическими компетенциями по выбранному им профилю подготовки. Академия осуществляет подготовку по 42 рабочим профессиям (слесарь по ремонту автомобиля, электросварщик ручной сварки, плодоовощевод и др.), охватывающим все образовательные направления академии. За время существования в академии комбината рабочих профессий более 6800 студентов получили рабочие профессии.
Важным элементом в структуре НОЦ является система среднего профессионального образования. В структуре академии создан факультет среднего профессионального образования, осуществляющий подготовку по по 8-ми программам на базе 9-ти и 11-ти классов. Контрольные цифры приема в 2012 году составили 134 места.
В 2012 году на программы СПО поступило 160 чел., в том числе 152 чел. на базе 9-ти классов и 8 чел. - на базе 11-ти классов. В настоящее время по программам СПО в академии обучается - 408 учащихся.
Несомненно, одну из ключевых ролей в системе непрерывного аграрного образования играет высшее образование.
Адаптируясь к потребностям регионального рынка труда, академия расширяет спектр специальностей и направлений подготовки по программам высшего профессионального образования. За последние 5 лет лицензировано 14 новых специальностей, в том числе «Биоэкология», «Прикладная информатика в экономике», «Землеустройство». Параллельно с обучением по основной специальности, студенты могут получить второе высшее экономическое образование по заочной форме. На базе среднего специального образования в академии можно получить высшее образование по ускоренной 4-летней программе. Предоставляется возможность изучения курса инновационного менеджмента.
Выпускники имеют высокие стартовые позиции в заработной плате и карьерном росте. Так, средняя заработная плата начинающего специалиста колеблется в пределах 15-30 тыс. рублей. Это без учета многих социальных благ, предоставляемых агропредприятиями, таких как возможность обеспечения благоустроенным жильем на условиях найма с последующим приобретением его в рассрочку или оказание частичной помощи при строительстве частного дома, выплата подъемных, обеспечение бесплатными путевками в санатории и базы отдыха и др.
За 1,5-2 года молодой специалист, как правило, проходит путь от стажера до старшего или главного специалиста, руководителя производства.
С каждым годом увеличивается контингент студентов, получающих 2-е высшее образование. Если в 2005 году их численность составляла 10 человек, то в 2012/2013 уч. году таких студентов – 115 человек.
В 2007 году в структуру БелГСХА вошёл Институт переподготовки и повышения квалификации работников агробизнеса, что фактически замыкает цепь непрерывного аграрного образования и значительно расширяет возможности академии по подготовке высококвалифицированных специалистов. На его базе проводят обучение ведущие менеджеры Белгородской области. Важно, что не только специалисты-практики приобретают здесь новые знания, совершенствуют свои практические умения и навыки, но и наши студенты в процессе обучения основной специальности имеют возможность расширить свои знания, получить дополнительные навыки, пройдя, к примеру, курс обучения по инновационному менеджменту в рамках дополнительного образования.
Среди специалистов высшего и среднего звена, занятых в агропромышленном комплексе Белгородской области, 96% составляют выпускники БелГСХА им. В.Я.Горина. Есть среди наших выпускников и ученые - доктора и кандидаты наук, преподаватели вузов и сотрудники НИИ, руководители и главные специалисты финансовых учреждений, банков, перерабатывающих предприятий, владельцы собственных фирм.
Ежегодно 10-12 человек из числа выпускников БелГСХА им.В.Я.Горина отбираются в резерв руководящих кадров АПК области.
При отборе в резерв кадров АПК мы ставим задачу формирования команд эффективных менеджеров, способных реализовывать конкретные проекты по различным направлениям аграрного производства.
С учётом потребностей АПК региона важная задача Академии на сегодняшний день состоит в переподготовке и повышении квалификации топ-менеджеров для новейших животноводческих комплексов Белгородской области. Практикоориентированное обучение управленцев данного профиля осуществляется не только на базе ведущих животноводческих хозяйств России, но и дополняться стажировкой на передовых сельскохозяйственных предприятиях дальнего зарубежья: Чехии, Германии, Венгрии и др.
В 2008 году по инициативе Министерства сельского хозяйства России и Нидерландов был начат международный проект «Экспертный центр животноводства».
Главная идея проекта – создание условий для постепенной интеграции России в Европейскую аграрную систему. А основной аспект проекта – подготовка руководящих кадров, способных решать проблемы предприятия: производственные, управленческие, маркетинговые и другие не только с учетом самых передовых отечественных тенденций в области менеджмента, но самое главное – эти кадры должны уметь решать проблемы так, как они решаются в передовых европейских странах, как они решаются в соответствии с существующей мировой практикой.
Особенно это актуально сегодня, когда Россия вступила во Всемирную торговую организацию и наши агропроизводители сталкиваются с целым ворохом проблем.
Преподаватели курса – ведущие профессора Университета Вагенинген, европейских аграрных вузов ассоциации «Агримба».
По окончании курсов слушатели получают сертификат Университета Вагенинген и диплом государственного образца о дополнительном профобразовании «Инновационный менеджмент».
Как известно, качество подготовки специалистов в значительной степени характери¬зуется их востребованностью на производстве. Характерно, что если раньше крупный бизнес – а это основная доля аграрного бизнеса Белгородчины, обладая самыми современными технологиями, предпочитал на ключевые позиции приглашать либо западных, либо уже состоявшихся специалистов, то сегодня – это в основном наши выпускники, и мы получаем со стороны работодателей положительную оценку работы даже наших студентов-практикантов. Ежегодно процент трудоустройства наших выпускников составляет более 75 %, в текущем году – 78 %, а всего в агропромышленном комплексе Белгородчины работает 82 % наших выпускников. В 2012 году доля сельской молодежи в общем числе зачисленных на 1-й курс обучения составила 74,5%. Конкурс заявлений по дневному отделению составил 4.8 чел/место, по заочному – 4.2.
Каким образом достигается закре¬пление квалифицированных кадров на селе? Академия традиционно использует обучение большой доли студентов на условиях целевой контрактной подготовки по трехстороннему договору (родители студента – вуз - работодатель). Причем, если раньше договор заключался с родителям студента первого курса, то в последнее время академия чаще практикует заключение договоров на целевую подготовку непосредственно со студентами 3-4-х курсов, когда они приступают к изучению блоков общепрофессиональных и специальных дисциплин.
С учетом предполагаемых изменений в структуре профессионального образования Академия работает над созданием единого аграрного образовательного комплекса Белгородской области, концептуальная схема которого представлена на рис. 6. Основными заказчиками при этом выступают работодатели – агрохолдинги, ассоциации средних и мелких товаропроизводителей.
Заказ на подготовку специалистов и квалифицированных рабочих и требования к их подготовке формирует Департамент АПК Белгородской области в соответствии с запросами работодателей.
Главный координатор исполнения заказов на подготовку кадров - Белгородская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Я.Горина, которая выполняя функции единого координационного центра:
- распределяет заказ на подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов аграрного профиля всех уровней и контролирует его выполнение;
- осуществляет координацию работ по научному обеспечению АПК области;
- оказывает методическую помощь в реализации программ профессиональной подготовки (рабочих профессий) в некоммерческих учебных центрах агрохолдингов и школьных комбинатах.
Рис. 6 – Схема взаимодействия БелГСХА им. В.Я.Горина с работодателями и заказчиками
Таким образом, реализованная в настоящее время на базе Белгородской ГСХА им. В.Я.Горина система непрерывного аграрного образования предоставляет весь спектр образовательных услуг для АПК. Так, школьник, обучающийся на базе агроклассов и лицейских классов, может получить знания по базовым дисциплинам, для будущей специальности (прикладная биология, физика и техника, химия в сельском хозяйстве) на уровне требований ВПО, овладеть навыками исследовательской работы. В дальнейшем, став студентом академии (ВПО или СПО), – может параллельно получить ещё 2 высших образования (экономика, прикладная информатика, педагогика), углубленно изучить один или несколько иностранных языков, пройти стажировку заграницей; получить 2-3 рабочие профессии; закрепить знания, работая в бизнес-инкубатории технопарка, или в научном подразделении; получить дополнительное образование в области инновационного менеджмента, получить звание магистра, а после окончания вуза – и высшую квалификацию по системе МВА, или стать аспирантом а в дальнейшем – на базе Института переподготовки и повышения квалификации кадров агробизнеса – осуществлять повышение квалификации.
Важной вехой в построении системы непрерывного аграрного образования стало создание в 2005 году Агротехнопарка, который интегрирует научные, образовательные и информационные технологии для влияния на аграрную политику в области и переподготовку кадров.
В состав Агротехнопарка входят выставочный центр современных аграрных технологий, бизнес-инкубаторий, консалтинговый центр и производственный сектор: цех растениеводства, мастерская, участки хранения и переработки, кроликоферма, птицеферма, грибоцех, теплица, биоферментатор, виварий, ветеринарная клиника, пасека. За период функционирования Агротехнопарка заключено более 200 договоров, как хозяйственных, так и научных. Проведено более 230 встреч, семинаров, конференций. Осуществляется тесное сотрудничество с более чем 130 различными предприятиями и организациями.
В 2009 году было организованно два новых подразделения – Экстеншен-центр и Центр практического обучения. Основной задачей Экстеншен-центра является заключение договоров с сельскохозяйственными товаропроизводителями и продвижение научных достижений в агропромышленный комплекс.
Достаточно весомая часть учебной базы, подразделений для научных и практических мер обучения создана в последнее время и соответствует современным требованиям. На развитие академии за 10 лет освоено около 1 млрд. руб., в т.ч., за последние 5 лет более 600 млн руб., и более половины из них – это средства не федерального происхождения, в т.ч. в текущем году осваивается около 100 млн руб.
Все это, несомненно, создает обширные возможности для научно-практической деятельности, что особенно важно в наше время для молодых специалистов современного сельского хозяйства. Ведь в производственных подразделениях БелГСХА обобщен лучший опыт технологий мирового АПК.
Очевидно, что уровень подготовки аграрных специалистов во многом зависит от уровня развития научно-исследовательской деятельности.
Основная задача, решение которой обеспечивается за счет взаимодействия вышеназванных организационных структур, состоит в реализации принципа «Образование – через научные исследования и передовые технологии». Эту задачу мы решаем путем привлечения студентов и аспирантов к научно-исследовательским работам, участию в программах по внедрению новых агропромышленных технологий, выполнению курсовых и дипломных работ под руководством научных сотрудников, внедрению результатов студенческих научных работ в реальное производство, работе студенческого конструкторского бюро по заказам сельскохозяйственных предприятий и т.д.
Кроме этого, мы ориентируем наших преподавателей, докторов и кандидатов наук на то, чтобы каждый из них, специализируясь в своем конкретном направлении исследований, имел практическую связь с производством и выполнял хоздоговорные работы по заказу сельхозтоваропроизводителей.
Наряду с этим, мы ставим задачу, чтобы большинство студентов-бакалавров и все студенты-магистранты выполняли дипломные работы на контрактной основе по заказу хозяйства по темам, имеющим прикладной характер.
В 2012 году внешний заказ на выполнение научных исследований был сформирован по 144 темам. Общая сумма средств, поступившая на счет академии за выполнение научных исследований, составляет 18,3 млн. рублей.
Достаточно хорошо зарекомендовала себя созданная нами в 2011 году система внутривузовстких грантов для поддержки инновационной деятельности ученых и преподавателей академии (в 2012 году выделено 32 гранта, кроме того 18 грантов для молодых ученых).
С нашей точки зрения, очень важным направлением нашей работы является активизация деятельности по практическому внедрению наших научных разработок. В 2012 году на эти цели академией было выделено около 10 млн. рублей.
Нами проведена большая работа по созданию научных лабораторий по широкому спектру направлений на базе ведущих сельскохозяйственных предприятий нашего региона. В настоящее время уже создано 8 таких лабораторий.
В настоящее время по инициативе академии и при поддержке администрации Белгородской области на базе крупных сельскохозяйственных организаций создаются научно-практические проблемные лаборатории, предназначенных для разработки, проверки и внедрения инноваций в АПК. Была проделана работа с предприятиями области, согласованы тематики, творческие коллективы, заключены договора по созданию лабораторий на производстве и проведению НИР.
Так в 2012 году на условиях софинансирования было создано 7 лабораторий на производстве: лаборатория свиноводства (к-з имени Фрунзе), лаборатория птицеводства (ЗАО «Белгородский бройлер»), лаборатория селекции и промышленного семеноводства (ОПХ «Белгородское»), лаборатория промышленной технологии производства молока и мяса (семхоз «Ракитянский»), лабобатория по изучению систем земледелия (ООО«Русагро-Инвест»), лаборатория по изучению проблем в животноводстве (ГК БВК, ЗАО «Троицкое»), лаборатория информационных технологий (ООО «Центрпрограммсистем»). В 2012 году сельскохозяйственные организации вложили в создание перечисленных лабораторий 2 404 тыс. руб.
Таким образом, можно утверждать, что созданная в Белгородской области система научного обеспечения АПК способствовала формированию организационно-экономического механизма финансирования НИОКР, создаваемой научно-исследовательской инфраструктуры, кадрового научного потенциала, способным создавать востребованную научно-техническую продукцию.
В рамках имеющейся базы в ближайшее время планируется активизировать работу аспирантов и докторантов в области развития птицеводства и молочного скотоводства. Приоритетной задачей станет активное вовлечение студентов в процесс проведения научного опыта, формирования инноваций уже на студенческой скамье.
Несомненно, построение эффективной системы аграрного образования невозможно без создания соответствующей воспитательной среды жизни студентов, аспирантов, преподавателей. Как утверждал известный русский философ И.А.Ильин, «образование без воспитания не формирует человека, а разнуздывает и портит его, ибо оно дает в его распоряжение жизненно-выгодные возможности, технические умения, которыми он, - бездуховный, бессовестный, безверный и бесхарактерный, - и начинает злоупотреблять. Надо раз навсегда установить и признать, что безграмотный, но добросовестный простолюдин есть лучший человек и лучший гражданин, чем бессовестный грамотей; и что формальная "образованность" вне веры, чести и совести создает не национальную культуру, а разврат пошлой цивилизации.»
Именно поэтому мы ставим перед собой задачу не просто подготовку профессионалов своего дела, но и формирование гармонично развитых личностей с высоким духовно-нравственным уровнем.
В этом плане в академии делается немало. Набирает силу студенческое самоуправление, развиваются традиции академии, улучшаются условия для жизни и досуга наших студентов. Для разностороннего развития личности студентов в академии действует множество клубов и объединений по интересам, которые осуществляют свою деятельность по различным направлениям.
Сегодня у нас работает 17 учебно-спортивных групп, в которых занимаются спортом около 400 студентов. В уходящем году более 2 000 спортсменов академии участвовало в 53 спортивных мероприятиях различного уровня, около 100 из них стали победителями и призерами всероссийских и областных соревнований по различным видам спорта. Это наш вклад в выполнение областной программы по улучшению качества жизни белгородцев. Набрало силу у нас студенческое трудовое движение. Оно объединяет более 50 отрядов различного профиля, общей численностью 944 человек, объем выполненных работ, которых составил в 2012 году порядка 1,5 млн. руб.
Стоящие перед нами задачи невозможно решать без совершенствования материальной базы академии, которая в последние годы значительно укрепилась. Только в 2012 году капитальные вложения составили 27,0 млн.руб., данные средства выделены Администрацией Белгородской области на реконструкцию бывшего учебного здания ветеринарной клиники под факультет среднего профессионального образования и реконструкцию стадиона.
Проведена большая работа по благоустройству территории, построен комплекс комфортабельных общежитий для студентов и преподавателей; осуществлен ремонт физдвора, производственной базы, объектов оздоровительного лагеря в с.Болдыревка.
Таким образом, можно утверждать, что в агропромышленном комплексе Белгородской области было создано единое образовательно-воспитательное и научное пространство, что имеет жизненно важное значение для реформирования системы обучения, повыше¬ния квалификации и переподготовки кадров АПК.
Как свидетельствует опыт Белгородской области по организации системы непрерывного аграрного образования, основанной на принципах непрерывности, учета интересов сегодняшней практики, перспектив развития и совершенствования тех или иных сфер деятельности человека, принципа упреждающей подготовки образования, можно значительно повысить эффективность и качество подготовки специалистов, синхронизировать процесс обучения с динамикой развития современного производства, приблизить аграрное образование и науку к требованиям сегодняшнего дня.
В своем выступлении я хотел бы акцентировать внимание на специфике подготовки инженерных кадров для АПК и как обстоит этот вопрос сегодня у нас.
Сейчас в мире происходят процессы качественного изменения сельскохозяйственного производства - формируются инновационные аграрные секторы экономики, существенным отличием которых является стремительное увеличение роли и объемов использования интеллектуальных и информационных ресурсов и их интеграция в современные технологии производства продуктов питания.
В инновационном сельском хозяйстве широко применяются современные энергосберегающие технологии. На смену классическому, приходит точечное (прецизионное) земледелие, основанное на комплексе информационных, аэрокосмических и агроэкологических средств, интегрированных в геоинформационные системы (ГИС-технологии).
Никакой технический прогресс в аграрном секторе экономике невозможен без наличия высококвалифицированных инженерных кадров, без инженерного творчества, креативного мышления и изобретательности.
В настоящее время в академии ведется подготовка по 3 основным направлениям:
- агроинженерия, включающая 3 специальности (для бакалавриата - профили): электрификация с автоматизацией, механизацию и технический сервис;
- технология сырья животного происхождения, включающая 2 специальности (профили) по подготовке инженера - «пищевика» для молочной и мясной промышленности;
- педагогическому - профессиональное обучение по агроинженерии - преподаватели начальных, средних и высших профессиональных заведений.
Из «чисто» аграрных специальностей значительную инженерную составляющую имеют такие, как зоотехния, агрономия, технология производства и переработки с.-х. продукции. К примеру, квалификация выпускников по направлению «зоотехния» - зооинженер - специалист технологий животноводства и используемых при этом машин и оборудования.
В связи с огромными запросами перерабатывающих и сервисных предприятий у выпускников инженерных специальностей высокая трудоустраиваемость - почти 100%-ная. Ежегодная потребность в таких кадрах в 1.5 раза выше, чем фактический выпуск. При этом для выпускников имеется масса интересных предложений по работе в дилерских и сервисных центрах, проектных организациях, фирмах не только нашей области, но и других регионов с начальным уровнем заработной платы от 20-25 тыс.рублей.
В чем наша особенность инженерной подготовки?
Во-первых, за последние годы в академии сформирована многоуровневая система профессиональной подготовки специалистов, включающая довузовский (агроклассы, подготовительные курсы), начальный (профессиональная подготовка), средний (СПО), высший (бакалавриат, специалитет, магистратура), послевузовский (аспирантура, докторантура) и дополнительный (ДПО, МВА) уровни. Это позволяет по каждому направлению подготовки иметь замкнутый цикл всех однопрофильных образовательных программ, начиная с рабочей профессии и завершая подготовкой научно-педагогических кадров и топ-менеджеров аграрного производства международного уровня (MBA-агробизнес). Например, по агроинженерии возможно обучение по программам: профессиональной подготовки (мы даем такие рабочие профессии, как водитель, тракторист, токарь, слесарь, наладчик оборудования, электротехник, навыки пользования специальными информационными программами и др.), среднего профессионального образования (механизация и электрификация), бакалавриата (по 3-м профилям), специалитета (по 3-м специальностям), магистратуры и 3-м научным специальностям аспирантуры.
Во-вторых, инженер в с.-х. производстве сталкивается с великим множеством процессов. Работая на стыке многих направлений, он обязан разбираться не только в технических системах, механизмах, оборудовании, но и иметь знания технологий, биологических законов, особенностей физиологии и поведения животных, агротехники возделываемых культур и т.д. Все это требует основательной подготовки по биологическим и технологическим дисциплинам.
В-третьих, сейчас любое аграрное производство - высокотехнологично с высокой долей использования информационных технологий. Уже сейчас наши выпускники немыслимы без умения работать с программным обеспечением «Компас», «Винмашин», «Селект», «Корма» и другими.
Не зря с сентября следующего года Минобрнауки предполагает ввести при поступлении на агроинженерные специальности четвертый ЕГЭ по информатике.
Какие мы видим проблемы инженерного образования?
Они у нас в большей части общие.
Главная проблема - ориентация большинства абитуриентов на гуманитарные специальности. В результате чего нет соответственно должного конкурса и отсюда средний интеллектуальный уровень студентов инженерных специальностей.
До сих пор не в полной мере подготовка по инженерным дисциплинам «математике», «физике», а теперь и «информатике» не соответствует требованиям высшей школы. Ежегодно мы делаем сравнительный анализ у первокурсников их результатов ЕГЭ с проводимым нами их тестированием
ФЭПО (федеральный интернет-экзамен в сфере профессионального образования) по профильным предметам. Закономерность прослеживается, но результаты намного хуже. И если бы мы не проводили в вузе компенсирующие занятия, многие студенты не смогли бы освоить программу высшего образования.
Мы создали условия и даем возможность своим студентам получить второе параллельное высшее образование по экономике, педагогике и прикладной информатике. Это пользуется спросом, однако интерес среди студентов получить специальность по прикладной информатике невысок -пугают трудности в освоении ряда технических дисциплин и изначальная слабость подготовки по базовым предметам.
Сейчас мы переходим на новую «компетентностную» модель образования, которая призвана формировать у выпускников профессиональные компетенции, соответствующие быстро меняющимся условиям жизни и профессиональной деятельности. Она крайне необходима. «Компетентностный» специалист, в отличие от «квалифицированного», должен еще и реализовать все, что знает.
Однако здесь имеется еще одна проблема - неготовность нашей базы и части профессорско-преподавательского состава к изменениям в организации учебного процесса, в связи с незнанием реального производства и низкой исследовательской активностью.
В настоящее время всего немногим более одной трети преподавательского состава - это те, кто работал ранее на производстве и сейчас активно занимаются исследованиями. Без восстановления тесных связей с наукой и производством высшая профессиональная школа не может быть полноценной.
Мы в определенной мере решаем эту проблему требованием обязательного прохождения молодыми преподавателями стажировок на должностях в базовых предприятиях. Развитие получили практические занятия с использованием новейших дистанционных технологий по принципу видеонаблюдения за технологическими процессами «изнутри» и видеорепортажа - «видит специалист (преподаватель) - видит студент».
Необходимо тотальное и периодически повторяющееся повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в условиях реального функционирования новейших техники и технологий. А также необходимо создание производственно-лабораторных модулей в рамках технопарков вузов - как это делается на Западе, да и в лучших вузах страны.
Какие перспективы нашего сотрудничества со школами в плане подготовки специалистов инженерных профилей?
Это расширение не только вузом, но и в первую очередь школой профориентационной работы, в том числе и направленной на выбор школьниками соответствующих ЕГЭ для поступления на инженерные специальности. В качестве третьей стороны здесь могли бы выступить крупные работодатели, тем более, что некоторые шаги уже сделаны, к примеру в области дуального образования. Это стало бы частью корпоративной образовательной системы.
В этом направлении у нас имеется довольно значительный задел
развернутая система агроклассов (в 10 школах 9-ти районов области функционируют 16 агроклассов) , где мы используем разные формы работы с учениками;
заключены договора с 45 производственными предприятиями;
обучение по элективным курсам (например, прикладной химии и физике, практической биологии и информатике) на базе академии, в том числе и в режиме дистанционного обучения;
наращивание профильного обучения с привлечением и выездными занятиями преподавателей вуза в школах области.
С рядом школ заключены договора о сотрудничестве, организуется учебный процесс, готовится программная документация,' разрабатываются виды практических занятий по отдельным направлениям, проводятся экскурсии как в академии, так и на сельскохозяйственные предприятия, разрабатывается научная тематика для исследовательской работы школьников и др.
Основной льготой успешных выпускников агроклассов является включение их в целевой набор. Однако технические возможности и стоящие задачи требуют расширения этой работы.
Мы готовы к сотрудничеству со всеми заинтересованными школами.
Как мы видим перспективы дальнейшего развития инженерного образования в академии?
По большому счету суть ее состоит в следующем:
1. обеспечения инновационного характера образования,
2. практической направленности образования в соответствии с
потребностями рынка и запросами работодателей,
3. формирования механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей,
4. создания современной системы непрерывного образования, подготовки, переподготовки и мотивации профессиональных кадров.
Для решения этих задач мы тесно сотрудничаем со многими фирмами на предмет оснащения аудиторий фрагментами действующего промышленного оборудования, в академии работает выставочный комплекс с постоянно действующим оборудованием.
- Приступаем к созданию с участием передовых предприятий научно-образовательных Центров (например, с ООО «Подшипникмаш»), включающих учебную, научную и производственную составляющие, интегрированные в единую форму.
- Создаем научные лаборатории на производстве.
- Развиваем свои научно-образовательные инженерные подразделения на базе Агротехнопарка с бизнес-инкубаторием, который фактически обслуживается силами студентов.
Ежегодно проводится около 200 выездных занятий, где обучается свыше 4700 чел; ежегодные затраты на проведение выездных занятий составляют в среднем более 1.3 млн руб или около 300 руб на 1 обучающегося.
Мы продвигаем в развитии инженерного образования практическую ориентированность образовательного процесса, которая реализуется через получение студентами рабочих профессий, обучении в бизнес-инкубатории, участии студентов в научных исследованиях и внедрении инновационных разработок в производство базовых хозяйств, выполнении дипломных работ по заказу предприятий.
Однако главная задача состоит в том, чтобы успевать за вызовами времени. Для этого необходимы серьезные средства и мы серьезно рассчитываем на участие в этом процессе бизнеса, как это в общем-то и делается в мире.